- Новости
АВТОСПУТНИК vs PocketGPS Pro. Опыт четырёх лет автомобильной навигации в России. Перспективы развития.
Кузнецов А.П., компания «Навигационные Системы». Доклад на XIII Всероссийском форуме "Рынок геоинформатики в России".
В последнее время сильно возрос интерес к теме автомобильной навигации на территории России.
Это неудивительно, ведь дорожная сеть страны становится всё сложнее, а машин в городах и на трассах — всё больше. Незнание дороги оборачивается увеличением пробега машин, перерасходом горючего и потерей драгоценного времени. Кроме того, неправильное или «шаблонное» ориентирование приводит к возникновению пробок на основных магистралях при относительно свободных путях объезда.
Московские водители уже подошли к моменту, когда без нормальной навигации и большей, чем у окружающих, информированности о перекрытых проездах и заторах, перемещаться по городу становится весьма затруднительно.
Решение приходит в образе автомобильной навигационной системы, прокладывающей маршрут до нужного объекта и сопровождающей водителя голосом и визуальными подсказками. Сегодня «чистая» навигационная система уже мало кого устроит, в ней обязательно должен быть сервис, позволяющий загружать и обрабатывать информацию о трафике (пробки и иные затруднения движения).
Компания «Навигационные системы» представляет на рынке отечественную навигационную систему АВТОСПУТНИК - это новое имя и последователь известной PocketGPS Pro. Первое и второе поколения навигационной программы PocketGPS Pro разрабатываются и продаются уже около четырёх лет, примерно с 200 года. Без преувеличения можно сказать, что мы приложили очень серьёзные усилия к появлению российского рынка автомобильной навигации как такового.
Думаю, в зале найдутся люди, которым название PocketGPS Pro покажется знакомым. Это не удивительно, так как на сегодня - год 2006 - система PocketGPS Pro является одним из лучших навигационных решений для Московского региона по соотношению цена/качество. В основе своей — это программное обеспечение для карманных компьютеров и коммуникаторов платформы PocketPC и Windows Mobile. Кроме того, PocketGPS Pro предустанавливается также на навигаторы с платформой Windows CE, наиболее известны из ние устройства марки Pocket Navigator, поставлемые компанией "МакЦентр" и корейские автомобильные встраиваемые центры CARMANi, продвигаемые в России фирмой «Соната-Трейдинг».
Современная навигационная система состоит из нескольких частей:
- Электронная карта, дополненная справочной и навигационной базами данных.
- Система ориентирования на местности.
- Маршрутизатор и система визуально-голосового сопровождения на маршруте.
- Система получения, хранения и обработки информации об изменениях дорожной ситуации.
- Подсистемы пользовательского интерфейса: графическое представление карты и дополнительной информации, интерфейс для управления системой и получения дополнительной информации, звуковая подсистема и другие.
Возможны и другие подсистемы, всё зависит от требуемой функциональности системы навигации.
Я хотел бы остановиться подробнее на особенностях электронных карт для систем автомобильной навигации.
Понятно, что карта и дополнительный набор атрибутов её объектов является важнейшей частью автомобильной навигации. Долгое время именно отсутствие качественных карт сдерживало развитие навигации в России. Долгое время карты навигационного качества были доступны только на Московский регион. Сейчас совместными усилиями разных компаний, как российских, так и зарубежных, ситуация начала исправляться.
Кстати, карты — это проблема не только России, сложности с картографическим материалом для навигации возникают повсеместно в Восточной Европе и многих странах Азии.
Основной объект на автонавигационной карте — это дорожная сеть, ведь именно по ней программное обеспечение строит маршруты движения. Для качественной маршрутизации дорожная сеть должна быть, во-первых, связной, без разрывов и «мертвых» тупиков, во-вторых, на карту особым образом должна быть нанесена дорожная инфраструктура: предполагаемая скорость движения по участкам дорог, запрещённые и предписанные манёвры и прочие данные об организации движения, вплоть до числа полос на проезжей части.
Качество информации о дорожной сети определяет адекватность прокладываемых маршрутов и подсказок в местах особого внимания и принятия решений.
Что касается точности и открытости. Как ни странно, для автомобильной навигации не требуется сверхвысокая точность или наличие на карте всех геодезических пунктов, объектов и ориентиров. Навигационная карта является картой второго уровня, производной от обычной топографической цифровой карты. Из топографической карты, взятой за основу, выкидываются все маловажные для водителя слои, остаются лишь дорожная сеть, гидрография в усечённом виде, зелёные насаждения, населённые пункты и административные области.
Очень полезны также проекции отдельных зданий с адресными точками привязки. Этот набор объектов позволяет качественно искать и прокладывать маршруты в городах России, в которых улицы иногда находятся вдалеке от домов, с которыми они связаны адресами.
Важным набором объектов, без которого немыслима современная навигационная система, являются POI (Points of Interest). Это заправки, станции техобслуживания, рестораны и кафе, объекты культуры, отдыха и развлечений, достопримечательности - словом, всё, что может пригодиться водителю и туристу.
Интересно, что для автомобильной навигации не требуется сверхвысокоточных карт. Так, цифровая карта с базовым «сотым» масштабом обеспечивает приемлемую точность для навигации «в полях», для городов требуется карта «десятого» или как минимум «двадцать пятого» масштаба. О наборе объектов я уже говорил, ничего секретного на навигационные карты не наносится.
Для определения позиции используются обычные бытовые GPS-приёмники, которые сегодня в большинстве случаев строятся на быстром чипе SiRF Star III. Набирает популярность сервис Quick GPS, или Advanced GPS, когда первоначальное определение позиции производится по сети мобильного оператора, а затем соответствующие альманах и эфемериды скачиваются на абонентский терминал в виде файлов. Это ускоряет захват спутников при «холодном старте» с минут до нескольких секунд.
Точность местоопределения, обеспечиваемая современным GPS-приёмником, который можно купить в любом магазине, обычно достаточна для качественной навигации в городах России, не говоря уже о не избалованных дорогами сельских районах. Никаких систем дифференциального уточнения позиции не требуется.
Применение инерциальных датчиков оправдано при густой сети многоуровневых дорог и туннелей, а в России пока неактуально. Тем более что такие датчики удорожают абонентские устройства.
Одним из важнейших качеств PocketGPS Pro и теперь АВТОСПУТНИКа является поддержка информации о дорожных пробках и затруднениях движения. Предусмотрены несколько способов обновления такой информации, от московской системы «СМИЛИНК — Свободные Дороги» до обмена файлами с запретами проезда между пользователями системы. В скором времени будет подключена информация о пробках в Санкт-Петербурге, а также реализован онлайновый сервис взаимного информирования пользователей PocketGPS Pro о дорожной ситуации. Для отправки и загрузки информации о пробках достаточно будет нажать несколько кнопок на навигаторе.
Коммерческая база такого проекта может быть разной: компания, владеющая правами на карту региона и технологией её создания/обновления, может выпустить продукт на базе ядра АВТОСПУТНИК под собственной торговой маркой и продавать его в своём регионе, выплачивая ежемесячные отчисления. Либо картографическая фирма предоставляет свои материалы для интеграции в АВТОСПУТНИК, предлагая в дальнейшем карту как часть этого большого продукта.
Мы готовы предложить те условия сотрудничества, которые интересуют нашего партнёра.
Сегодня мы продаём около тысячи копий PocketGPS Pro в месяц, не считая различных OEM-проектов с производителями и поставщиками карманных компьютеров и коммуникаторов. Рынок навигации в России растёт очень быстро, и мы приглашаем всех заинтересованных картографов присоединяться к числу наших партнёров. Только совместными усилиями мы сможем расширить географию российской навигации и дать нашим пользователям качественный навигационный продукт для регионов.
Новая навигационная система АВТОСПУТНИК активно развивается. Главная задача проекта АВТОСПУТНИК - создание оригинальной российской автомобильной навигационной системы, соответствующей уровню лучших мировых образцов и при этом отвечающей требованиям локального пользователя, учитывающей максимально все важные языковые нюансы и особенности организации адресной системы, подходов к навигации, поиску и прочие характерные особенности конкретного региона и сегмента.